Га́бра Ия́сус [эфиоп. - раб Иисуса] (XIV в.), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 20 хамле (14 июля)). Житие Г. И. известно по рукописи, хранящейся в Британском музее (Orient. 705), к-рая до наст. времени не издана. Первоначальная пространная версия жития, вероятно, была утеряна в XVI в., во время мусульм. нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази. Составитель поздней версии признается, что не знает подробностей биографии святого. На основании данных жития и краткого проложного сказания, помещенного в эфиоп. Синаксаре, можно установить, что Г. И. род. в кон. XIII в. в эфиоп. обл. Ваг, его первым духовным наставником был некий Арсений. Затем, услышав о проповеди эфиоп. св. Евстафия, Г. И. присоединился к нему и принял монашеский постриг. Он сопровождал своего учителя в Александрию, вместе с ним получил благословение от копт. патриарха Вениамина II (1327-1339), посетил Скит, а затем с Евстафием ушел в Армению (Киликийскую, т. н. Сиссуан, по мнению Б. А. Тураева), где прожил 14 лет. Перед смертью Евстафий вручил Г. И. табот, выполняющий в эфиоп. храмах функцию правосл. антиминса, освященный во имя Богоматери, а также свое «седалище» и заповедал ему основать мон-рь в эфиоп. обл. Энфраз. После смерти учителя Г. И. возвратился в Эфиопию, нашел место, к-рое принял за Энфраз, и выстроил там мон-рь и ц. во имя Пресв. Богородицы. Но Евстафий явился ему на огненной колеснице и велел оставить для монахов игумена, а самому идти в подлинный Энфраз. После мн. чудесных приключений Г. И. нашел Энфраз и основал там мон-рь Дэбрэ-Сан, где построил ц. Цавана-Марьям (пристанище Марии). Г. И. проповедовал местному населению из иудействующих (фалаша), «и все веровали и крестились. И пришли на учение его чада иудейские, которые вышли из Иерусалима из-за испытания, которое постигло их в царствование Тита и Веспасиана, и переселились в страну Эфиопскую. Здесь они размножились и наполнили землю и заняли страну Энфраз. Они уверовали и крестились по его проповеди» (Тураев. С. 178).
Житие Г. И. изобилует чудесами, к-рые он творил во славу христ. веры и своей обители. «Водою молитвы» Г. И. исцелил дочь иудея от ужасной болезни; вся семья иудея крестилась, дочь получила христ. имя Цабала Эвостатевос (прах Евстафия), впосл. вышла замуж за царя, а сыновья ее стали иереями церкви мон-ря Дэбрэ-Сан уже в период правления эфиоп. царей Сайфа Арада (1344-1372) и Давида (1380-1412). Перед смертью Г. И. вызвал 3 своих любимых учеников - Матфея, Андрея и Виктора, вручил им по кресту и заповедал Виктору стать отшельником в стране Гада-Барес, Андрею идти проповедовать в страну Невай, а Матфею он вручил свое «седалище», полученное от Евстафия, и назначил его игуменом мон-ря Дэбрэ-Сан. При всей бедности исторического материала житие тем не менее дает представление о том, как евстафианские братства могли существовать и даже распространяться в XIV в., когда идеи Евстафия не получали в Эфиопии одобрения ни со стороны царского, ни со стороны митрополичьего престола.